201412.12
0
0

Закон об иностранных агентах будет доработан

в категории Гражданское право

Успешные внешнеполитические отношения — залог процветания любого современного государства. Однако не секрет, что государство должно контролировать иностранное влияние на политические процессы в самом государстве. Особого внимания заслуживают организации, которые  с целью повлиять на происходящее внутри страны используют различные финансовые рычаги.

В 2012 году в РФ был принят законопроект, согласно которому НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, стали обязаны принимать статус иностранных агентов с последующим занесением в специальный реестр. При любых публикациях, в сети или  в СМИ, иностранные агенты — НКО обязывались указывать свой статус. Если обнаруживалось, что НКО уклонилось от этой обязанности, дело сопровождалось штрафной санкцией. Де-факто вступление в этот реестр оставалось добровольным, однако в июне 2014 года в закон были внесены поправки, утверждающие принудительное вступление в реестр. Министерство юстиции РФ получило право включать в реестр даже те иностранные агенты-НКО, которые не подали заявления о своем статусе, но на самом деле являются ими. Законопроект предусматривал даже проведение внеплановых проверок НКО.

Очевидно, что правовое поле существования иностранных НКО в России нуждалось в совершенствовании. Поэтому деятельность некоммерческих организаций в России, которые числятся в списке иностранных агентов, снова подвергнется законодательной модернизации.

Когда принимался закон о неучастии в политический деятельности, главной целью Госдумы было предотвратить внешнее влияние на политические процессы в России с помощью финансовых рычагов. Однако представители Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратили внимание правительства на существенные недостатки действующего законодательства.

После встречи с членами СПЧ Владимир Путин согласился с тем, что закон об иностранных агентах требует серьезных доработок. Многие аналитики уже не раз отмечали, что крайне важно четко определить понятие «политическая деятельность» в отношении НКО. Но не все чиновники поддерживают эту инициативу. К примеру, министр юстиции России Александр Коновалов уверен, что выработать однозначное определение «политическая деятельность» в данном случае невозможно, и это останется только «вопросом судебной практики».

Впрочем, сами представители СПЧ, задумываясь о формулировке «политическая деятельность» в отношении иностранных НКО, полагают, что можно вывести определение на основе существующих запретов на ведение такой деятельности для конституционных судей, государственных работников и служащих муниципалитета.

Елена Тополева-Солдунова, глава комиссии СПЧ по развитию НКО, настаивает не только на уточнении формулировок в существующем законодательстве, но и на необходимости разделить НКО на социально ориентированные и политические. «То есть политическая деятельность у нас будет не только в отношении НКО — иностранных агентов, но и во всем законодательстве об НКО», утверждает Елена Тополева-Солдунова.

С просьбами откорректировать существующее законодательство об иностранных агентах-НКО неоднократно обращались в комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций не только работники СПЧ, но и представители Всемирного фонда дикой природы России, Российской зеленой лиги, Центра охраны дикой природы и Социально-экологического союза. Дело в том, что ряд экологических некоммерческих организаций в последнее время стал получать письма от прокуроров с подозрением в наличии признаков иностранного агента. По сути, даже не имея иностранного финансирования, оспорить такие предположения возможно лишь в суде, что чревато не только тратой времени, но и собственно денег. В результате многие экологические организации, защищающие ресурсы нашей страны, оказываются под угрозой закрытия.

Защитники природы утверждают, что закон об иностранных агентах часто применяется с целью дискредитировать и помешать деятельности экологических организаций. Авторы обращения считают, что «деятельность общественных и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан не является участием в политической деятельности».

Еще в ноябре Президент России отдал распоряжение Министерству юстиции разработать процедуру выхода НКО из реестра иностранных агентов. Поправки уже подготовлены. Процедура заключается в том, что организации нужно отказаться от вышеупомянутой «политической деятельности» или в течение года не получать иностранные гранты. При этом если организация самостоятельно откажется от иностранного финансирования, она может быть «выписана» из реестра в течение трех месяцев. Минюст оставляет за собой полномочие проводить внеплановые проверки и принимать решение о необходимости вывести НКО из списка «иностранных агентов».

Кроме того, Владимир Путин настаивает на том, что необходимо доработать правила работы омбудсменов. По мнению президента, часто должности уполномоченных по правам человека занимают люди, приближенные к власти, и непосредственно подверженные ее влиянию. Президент заявил о том, что нужно остановить процесс бюрократического и формального отношения к институту защиты прав человека и призвал повысить статус региональных уполномоченных. Действительно, на данный момент не в каждом регионе нашей страны есть должность уполномоченного по правам человека. Поэтому, считает глава государства, важно развивать собственные, российские правозащитные организации и вне зависимости от совершенствования отечественного законодательства в рамках международного права нужно развивать собственную нормативную базу.

Владимир Путин также отметил, что не менее актуальным на сегодняшний день является стимулирование гражданских инициатив, развитие проектов в сфере здравоохранения, образования, а также в области малого бизнеса.

Оставьте комментарий