201412.10
0
0

Профстандарты для наемных работников

Последние годы рынок труда в России переживает не самый стабильный период. Дело даже не в недостатке высококвалифицированных специалистов или учебных заведений для их образования. Проблема в том, что тот факт, что выпускники определенной профессии часто устраиваются в сфере, далекой от их специализации, и это стало нормой. Журналисты работают барменами, инженеры — фотографами, бухгалтеры — менеджерами, и так далее. Увы, работа по специальности  в наше время  стала  исключительной редкостью, которая встречается все реже и реже.

Коррупционные схемы, попытка притянуть на хорошие места «своих» — будь то родные, друзья, или просто «благодарные» знакомые, а также нежелание старых кадров передавать бразды правления в руки молодых специалистов негативно влияют на отечественную экономику.

Серьезным препятствием в модернизации российской финансовой системы является отсутствие четких критериев профессиональных стандартов. Госдума решила навести порядок в сфере профессиональных стандартов, начав реформы с государственных учреждений и бюджетной сферы.

С 2016 года планируется ввести обязательные профстандарты для государственного сектора. Под закон попадут также работники внебюджетных государственных фондов и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Однако на самом деле предложенный план более глобален, чем может показаться с первого взгляда — с 2020 года Госдума намеревается подключить под действие профстандартных критериев и бизнес-предприятия.

Законопроект вызвал замешательство в министерствах и множество споров в кругах правовых аналитиков.
К примеру, Михаил Тарасенко, член комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов находит неуместным то, что в первую очередь профстандарты вводятся в госсекторе, утверждая, что «стандарт должен работать на специальность независимо от того, в чьей собственности находится предприятие и где работает конкретный гражданин». Представители Министерства труда РФ при этом апеллируют к тому, что государственный сектор всегда первый, во всех списках, и логично начинать проводить реформу в Трудовом кодексе именно с него.

Впрочем, глава комитета Госдумы России по  труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина считает, что главным следствием внедрения профстандартов может стать пересмотр образовательных стандартов, поскольку экономика в таком случае сможет получить квалифицированные кадры. Безусловно, введение профстандартов не означает, что абсолютно все в России должны будут работать исключительно по специальности. По мнению Ольги Баталиной, это крайне важно в отношении технических и рабочих специальностей, поскольку наличие четких критериев сможет повысить качество трудовой деятельности в нашей стране.  А для гуманитарных специалистов скорее всего будут введены более мягкие профессиональные критерии.

Важно, что Министерство образования и науки намеревается создать базу данных выданных дипломов, и соединить ее с базой Пенсионного фонда.

Уже сейчас Министерством юстиции РФ зарегистрировано 199 стандартов. До нового года планируется оформить 350 профстандартов.

Летом были утверждены нашумевшие профстандарты для работников средств массовой информации, а именно — «редактор СМИ» и «корреспондент СМИ». Что касается редакторов СМИ, они теперь делятся на две категории: на тех, кто занимается «работой над содержанием публикаций» и на тех, кто занимается «организацией работы» редакции (разрабатывает проекты и устанавливает внешние контакты). Относительно первых — опыт работы должен составлять не менее полугода, вторых — три года репортерской или редакторской работы. Безусловно, введение этих профстандартов вызвало серьезные споры, главным вопросом которых стала необходимость иметь профильное образование, к примеру, журналисту, который пишет на специализированные темы.

Несмотря на то, что для репортеров и корреспондентов строгих стандартов не вводится, в любом случае остается набор «необходимых умений и знаний». Руководство разных государственных редакций неоднозначно отнеслось к принятым новшествам. К примеру, Павел Гусев, главред «Московского Комсомольца» утверждает, что уже несколько лет в его редакции работают люди без журналистского образования, и это не влияет на их профессионализм. По его мнению, государство не должно решать, кто вправе заниматься распространением массовой информации. В противоположность ему Игорь Найговзин, заместитель гендиректора Общественного телевидения РФ утверждает, что в его редакции основная часть журналистов имеет специальное образование.

Министерство связи и массовых коммуникаций России также не одобрило идею ввести профстандарты для работников СМИ.  Алексей Волин, заместитель главы ведомства, уверен,  что главный редактор государственных СМИ явно лучше разбирается в том, кого стоит принимать на работу в редакцию, нежели разработчики законопроекта.

Кроме того, некоторые аналитики отмечают, что если по стандарту у работников будет один уровень квалификации, то работодатель не будет определять уровень заработка в разных категориях, как, например, в случае с редактором, ответственным за публикацию материала, и корреспондентом/