Российский бизнес будут выводить из оффшора
22 октября 2014 года в парламент поступил законопроект, посвященный налогообложению оффшорных компаний. Документ предусматривает изменения в Налоговом кодексе относительно прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Инициаторами проекта выступили депутаты разных партий: партию «Единая Россия» представили Владимир Васильев и Сергей Неверов, от ЛДПР выступили Владимир Жириновский и Александр Курдюмов, от партии «Справедливая Россия» — Михаил Емельянов и Владимир Парахин, а также Иван Мельников и Денис Вороненков от Коммунистической партии РФ.
Согласно документу, резиденты Российской Федерации (физические лица или юридические компании) обязаны обратиться с заявлением в налоговую службу, сообщить о том, что принимают участие в зарубежных бизнес-проектах разного рода (или ведут контролирующую деятельность над ними). По мнению разработчиков законопроекта, доходы таких компаний должны облагаться налогами в соответствии с уровнем прибыли. Сами же россияне, ведущие таким «тихим» образом бизнес за пределами России, получат статус «контролирующих лиц» при условии, если доля собственника в иностранной организации составляет более 25%, или вместе с членами семьи (включая несовершеннолетних детей) превышает 50%.
Актуальность законопроекта инициаторы поясняют тем, что значительное количество акционеров оформляют свой бизнес на третьих лиц, избегая налоговых выплат в рамках «неудобной» юрисдикции.
Владимир Парахин утверждает, что владельцы зарубежного бизнеса, скрывающие свою деятельность, смогут быть вычислены с помощью конвенции Совета Европы и государств-участников Организации экономического сотрудничества и развития «О взаимной административной помощи по налоговым делам». По его мнению, государства должны обмениваться информацией о налогоплательщиках и помогать друг другу во взыскании долгов и проведении расследований.
Также разработчики законопроекта предусмотрели и потенциальное нежелание участников иностранных бизнес-проектов платить налоги. Согласно идее законопроекта, «контролирующее лицо» в течение двадцати дней должно признать себя таковым после полученного уведомления; в обратном случае оно может обратиться в суд. По прошествии трех месяцев, если адресат не начал судебное разбирательство по обжалованию решения налоговой службы, статус «контролирующего лица» будет получен им в принудительном порядке. Собственно, доходы такого налогоплательщика станут облагаемыми в соответствии с действующим законодательством.
За исключением компаний из 40 низконалоговых юрисдикций, которые находятся в «оффшорном» списке Министерства Финансов РФ, налог будет взыматься и с прибыли организаций из «обычных» стран, которые заключили с Россией соглашение о налогообложении, при условии, что эффективная ставка налога на прибыль в этом государстве менее 75% от российской.
В условиях сокрытия заграничной бизнес-деятельности инициаторы законопроекта предлагают ввести административную ответственность. Санкция в размере 10 тысяч рублей за «неправомерное неуведомление» налогового органа за каждый обнаруженный оффшор постигнет их владельцев, скрывающих свои доходы. Что касается не уплаченных налогов (или оплаченных лишь частично) — штраф составит 20% от общей суммы, однако не меньше 100 тысяч рублей.
Обычно документу, поданному на рассмотрение, необходимо пройти ряд правительственных согласительных процедур, что занимает определенное время. Однако эта инициатива была подана «в обход» всех препятствий, причем подана достаточно быстро.
Глава профильного думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров настаивает на необходимости принятия документа в срочном порядке, и надеется, что закон будет рассмотрен в Госдуме 1 ноября и 11 ноября уже может быть прочитан. По его словам, законопроект может быть утвержден до декабря 2014 года и вступить в действием с началом следующего года.
Примечательно, что проект предусматривает растущую прогрессию ответственности: в 2015 году наступает наказание за умолчание о доходах свыше 50 миллионов рублей, в 2016 году — свыше 30 миллионов рублей, и в 2017 придется объявить о получении прибыли, если она превышает 10 миллионов рублей. Прогрессия распространится и на доли капитала, которыми владеет частное лицо или компания. Если в 2015 году часть контролируемого капитала составляет более 50%, то в 2017 — минимум 25%.
Многие эксперты приходят к выводу, что законопроект содержит массу тонких деталей и подробностей, свидетельствующих о высоко профессиональном подходе к составлению документа. Поскольку среди авторов законодательной инициативы, поставивших свои подписи, нет знатоков офшорной деятельности и налогам, существует предположение, что документ составлен Администрацией Президента и предоставлен депутатам для подачи на рассмотрение в парламент. В пользу последнего факта говорит и столь поспешное продвижение проекта. При этом документ не позиционирует наличие иностранного бизнеса как «плохое» с точки зрения российского закона; нет, скорее как невыгодное для владельца. Впрочем, авторы проекта заботливо оставили обходные пути для того, чтобы продолжать вести бизнес в иностранных государствах. Например, при условии, что страна входит в Евразийский экономический союз. Или в том случае, когда речь идет об акциях в деятельности оператора углеводородного месторождения и новых морских месторождений нефти и газа.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин утверждает, что при реализации документа могут возникнуть сложности с тем, что инициаторы принадлежат к разным фракциям. По его мнению, депутаты могут начать популистскую деятельность, и по словам Шохина, «будут «пиариться» на демонстрации заботы о бюджете и на неприятии ненавистных предпринимателей, уводящих деньги за границу».