Юридическая поддержка при легализации капиталов
Оффшоры — достаточно древняя практика, существующая со времен древней Греции. В связи с тем, что в античных Афинах был введен двухпроцентный налог на импорт и экспорт товаров, финикийские и греческие купцы стали везти товар на соседние небольшие острова, свободные от высоких налогов и пошлин. Также в средние века благодаря низким ограничениям на торговлю во Фландрии купцы предпочитали именно эти земли английским. В современном мире наиболее успешной страной, которая усвоила опыт оффшорного ведения дел и грамотно внедрила эту практику в свою банковскую систему, является Швейцария.
Не самый благоприятный климат для инвестиций и развития крупного бизнеса в России — несовершенство правовой системы, финансовая госполитика, слабая защищенность прав собственности — сделали свое дело. Преимущества вывода бизнеса в оффшор для российских бизнесменов очевидны: возможность низкого налогообложения, непрозрачность доходов, анонимность информации об акционерах, и, конечно, выход на международный рынок. Значительная часть доходов просто ушла из отечественной экономической зоны в оффшор. Только в 2014 году из России было выведено 151, 5 миллиардов долларов.
Курс на деоффшоризацию в России в прошлые годы был взят основательно и точно. Намерение правительства вернуть денежные активы в отечественные просторы стало поводом вернуть капитал, налоги на который не были выплачены, при условии добровольного декларирования средств. Ключевой точкой в этой программе стал выход в свет законопроекта «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». Этот документ стал своего рода продолжением антиоффшорного закона, который вступил в силу с 1 января 2015 года — налогоплательщики стали обязаны сообщать о наличии иностранных капиталов.
Теперь Министерство финансов Российской Федерации намерено перевести незадекларированные средства в поле зрения отечественной налоговой службы. Законопроект получил огласку как возможность «амнистии капиталов». По умолчанию предполагается, что средства могут иметь неясное происхождение, однако, по словам Президента РФ Владимира Путина, сейчас крайне важно закрыть оффшорную страницу в истории российской экономики. Поэтому законопроект не обязывает переводить бизнес на территорию Российской Федерации и вносит лишь обязательную декларацию в органах налоговой инспекции.
Сейчас многие акционеры, имеющие часть бизнеса в оффшоре, находятся в ожидании дальнейших шагов российской политики. Премьер-министр Дмитрий Медведев уверяет, что достаточно только легализовать свои доходы, и в будущем — при желании и наличии благоприятной финансовой погоды — деньги могут быть инвестированы снова в российский рынок.
Примечательно, что при действии антиоффшорного закона с начала этого года, с 1 апреля 2015 года все иностранные активы должны быть официально задекларированы. Теперь налоговой службе придется вести дела и со множеством новых активов из других стран, что неизбежно вызовет дезорганизацию системы. Эксперты допускают, что ближайшее время серьезной налоговой ответственности за наличие оффшорных акций не будет, но российское правительство пока не предоставляет никаких официальных подтверждений, что акционера, решившего легализовать свои капиталы, не принудят нести ответственность за предыдущие годы неофициального владения этими активами.
Закон предусматривает, что подавать декларацию о наличии неофициальных средств должен непосредственно их владелец. Сроки начала деоффшоризации продлены с 1 апреля до 15 июня 2015 года. Федеральный закон N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом 08 июня 2015 года.
Чтобы легализовать имущество, предприниматель должен подать в налоговую инспекцию по месту жительства специальную декларацию. На документ распространяется режим налоговой тайны. Срок подачи декларации с 1 июля по 31 декабря 2015 года.
В соответствии с ФЗ 140 от 08.06.2015 г. предприниматель должен самостоятельно рассчитать декларационный платеж, и в случае несоответствия с действительностью подателю грозит административная ответственность. Стоит отметить, что произвести операцию так называемой амнистии капиталов можно лишь однажды, поэтому важно учесть все требования к декларации. Безопаснее довериться профессионалу, который будет вправе подать декларацию в налоговые органы по нотариальной оформленной доверенности.
К видам капиталов, которые можно перечислить в декларации, относится собственное имущество (ценные бумаги, активы в уставных капиталах организаций, земля и недвижимость), иностранные компании, которые контролирует податель декларации, банковские счета и вклады, принадлежащие резиденту РФ или подконтрольной ему организации. Процесс добровольного декларирования будет бесплатным, и речь идет об активах, приобретенных собственником до 2014 года. Федеральный закон освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности, если владелец имущества совершил налоговые правонарушения до 1 января 2015 года.
Эксперты, оказывающие юридическую поддержку при легализации капиталов, продолжают дискутировать об эффективности принятия законопроекта о налоговой амнистии. Возможно, этот документ повлияет на повышение российского экономического потенциала. Однако подобные меры должны быть комплексными, и без обеспечения подходящих условий для инвестирования в российскую экономику данный документ не достигнет намеченных целей. Безусловно, принятие налоговой амнистии можно расценить как намерение правительства помочь предпринимателям сохранить свои иностранные капиталы, придав им легитимизированный статус в рамках российского законодательства. Ведь в условиях санкций и нарушенной гармонии в финансовых и политических отношениях с западным миром российские резиденты рискуют оставить свои средства за рубежом, если, к примеру, начнется расследование о происхождении этих капиталов.
Сама идея амнистии капиталов со стороны Госдумы и Министерства финансов РФ представляет собой положительное начинание. Легализовать иностранные активы российских резидентов, сделать привлекательным отечественный рынок для инвестиций, увеличить приток налоговых выплат в госбюджет, предоставить новые рабочие места для российских граждан и соответственно поднять национальную экономику. Однако если бы активы возвращались в Россию, это было бы логичным развитием событий. Документ же не предусматривает их возврата, что настораживает и аналитиков, и предпринимателей. Либо законопроект не принесет должной эффективности, либо станет подводным камнем, который может оказаться на пути у бизнесмена, который решит «признаться» о наличии средств за рубежом.
Так или иначе, политика российской экономики переходит новый рубеж, и к этому лучше быть готовым. Раскрывать иностранные активы или нет — остается личным делом каждого, однако в любой ситуации лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов, дабы не потерять уже имеющийся статус и не оказаться в неблагоприятной ситуации.
Оставьте комментарий
Ты должен быть вошли в систему опубликовать комментарий.